Narrow Default Wide

Искуство виртуозного массажа

салон адель

Требуются массажисты в новый салон массажей

салон ангелина

Обзор перспектив украинской экономики на 2013 год (BNP Paribas)

2012 год оказался совсем непростым для украинской экономики: мировые рынки показывали отрицательную динамику большую часть этого года, что вместе с другими негативными факторами очень сильно ударило по сектору металлов Украины. В результате, экономический рост, как ожидается, замедлится до 1,5% за год, в то время как дефицит счета текущих операций увеличился до рекордно высокого уровня 8% от ВВП.

На протяжении всего года украинские власти демонстрировали, насколько изобретательны они в решении макроэкономических проблем в сложных экономических условиях. Например, они сделали несколько довольно успешных размещений облигаций (которые казались очень маловероятными в начале года), предотвратили крах гривны и даже сумели увеличить финансирование социальных расходов, несмотря на значительное падение доходов бюджета. Все платежи по государственным и квазигосударственным долговым обязательствам были сделаны в соответствии с их графиком. В то же время, ни правительство, ни НБУ не провели серьезных реформ, что не удивительно, учитывая, что все внимание в этом году было сосредоточено на парламентских выборах.

Результаты выборов оказались в соответствии с ожиданиями, поскольку они не привели к изменению структуры политической власти в стране. Тем не менее, выборы красноречиво продемонстрировали, что популярность пропрезидентских сил, также как и традиционной оппозиции, уменьшились и что население более склонно поддержать новую политическую власть. По мнению экспертов в таких условиях слишком рано говорить, что политический фактор не будет больше влиять на экономику, как это было в 2012 году, так как Украина должна столкнуться с президентскими выборами только в начале 2015 года. Специалисты полагают, что все политические силы будут пытаться использовать 2013 – 2014 года для повышения своей популярности настолько, насколько это возможно. Таким образом, все главные лица, принимающие решения, не заинтересованы в принятии серьезных непопулярных мер. Вопрос только в том, будут ли они в состоянии избежать этого.

Следующий год, вероятно, будет особенно сложным для властей и потребует трудных политических решений, так как проблема дефицита платежного баланса, которая стала за последние пару лет уже традиционной, была дополнена резким уменьшением доходов бюджета (иногда до уровней, наблюдавшихся в 2009), а также необходимостью погашения рекордного объема суверенного долга в иностранной валюте (9 млрд. долларов США или 5% от ВВП). С одной стороны, возможное разрешение проблемы дефицита текущего счета путем девальвации может усугубить проблему бюджетного дефицита (поскольку государственные заимствования и платежи за газ выражены в долларах США). С другой стороны, любое чрезмерное количество денег, направленных на покрытие бюджетного дефицита, может повлиять в дальнейшем на дефицит текущего счета. Таким образом, украинские власти должны быть особенно точными в своих политических решениях (более того, они должны будут учитывать и социальные аспекты).

С учетом возможных внешних шоков, решение украинских макроэкономических вопросов без значительных объемов финансирования из-за границы станет почти невозможным. Таким образом, эксперты не сомневаются, что Украине придется обратиться за помощью к МВФ. Повышение тарифов на газ, в этом контексте, будет неизбежным шагом, который поможет предотвратить более негативные экономические последствия. Специалисты уверены, что власти постараются сделать повышение тарифов как можно безболезненней, увеличив их в конце отопительного сезона и сопровождая их целевыми субсидиями.

Сотрудничество с МВФ может быть недостаточным для решения всех проблем. Эксперты полагают, что приход новых финансовых средств от МВФ на самом деле поможет Украине только рефинансировать свои существующие займы от МВФ. В то время как для решения вопросов дефицита текущего счета и бюджетного дефицита потребуются дополнительные шаги.

Специалисты считают, что МВФ обратит особое внимание на проблему бюджетного дефицита. Это означает, что в следующем году украинская власть будет весьма ограничена касательно применения мер бюджетного стимулирования, которые могли бы быть использованы для повышения экономического роста. В этом свете основной рост стимулирующих мер следует ожидать от НБУ, который, вероятно, сосредоточится на восстановлении функциональности банковской системы (что может быть единственным способом достижения, по крайней мере, небольшого роста ВВП в 2013 году, учитывая, что мировые рынки восстанавливаются довольно медленно).

Главной интригой, очевидно, будут будущие изменения в политике обменного курса. Согласно экспертным оценкам, гривна в настоящее время переоценена на 15%. Однако резкая девальвация не является самым очевидным шагом. С одной стороны, на фоне низкого мирового спроса на основную продукцию украинского экспорта, девальвация вряд ли приведет к хоть какому-нибудь росту экспорта. Кроме того, существенная девальвация может негативно повлиять на стоимость необходимого для Украины импорта и сделать обслуживание государственного долга более дорогим. Именно поэтому, по мнению экспертов, на данный момент постепенный переход к режиму плавающего обменного курса представляется наиболее вероятным шагом. Специалисты считают, что наиболее вероятным сценарием является медленная девальвация в течении первого полугодия 2013 года до 8,5 гривен за 1 доллар США. Аналитики не исключают, что после этого НБУ может выбрать режим обменного курса на основе корзины валют, с обесцениванием гривны до 9 гривен за доллар США.